Номинальный сервис и особенности его предоставления

Большинство обладателей компаний в иностранных юрисдикциях, особенно, если компании находятся в странах общего права, так или иначе сталкивались с понятием “номинальный сервис”. Под номинальным сервисом обычно понимается предоставление для компании стороннего директора и акционера, которые номинально держат акции компании и занимают пост директора. На практике к номинальному сервису также иногда относят сервис секретаря компании.

Разберем на практике вопрос предоставления номинального сервиса и необходимость такового сервиса, начав с номинального акционера.

Номинальный акционер — физическое или юридическое лицо, которое держит акции компании в интересах бенефициара. Оформляется предоставление данного сервиса прежде всего через так называемый пассивный траст (bare trust)  (подробнее о пассивном трасте). В рамках данной структуры акционером вашей компании является другое лицо, которое, однако, не имеет права ни на доход компании, ни права распоряжения акциями, ни обладает иными правами, предоставленными законом и уставом компании акционеру. Номинальный акционер лишь держит акции в вашем интересе и осуществляет действия с этими акциями в соответствии с распоряжениями бенефициара (фактического получателя дохода). В реестрах компаний, доступных широкому кругу лиц, будет видна информация только о таком номинальном акционере, но не о бенефициаре (за некоторыми исключениями, например, реестр Великобритании уже сейчас содержит информацию о контролирующих лицах компаний).

С предоставлением сервиса номинального акционера связанно множество недопонимания, в связи с этим необходимо обратить особое внимание на следующие особенности использования номинальных акционеров:

— хотя номинал и держит акции в вашем интересе, конечным выгодополучателем компании и реальным бенефициаром всегда является определенное физическое лицо, информация о котором, в том числе и различные KYC документы, потребуются не только сервис-провайдеру, но и банку, в том числе и для целей автоматического обмена налоговой информацией.

— в соответствии с российским законодательством о КИК, про траст между номиналом и бенефицаром необходимо отдельно уведомлять российскую налоговую.

— несмотря на то, что сервис номинального акционера может быть представлен как через физическое, так и через юридическое лицо, зачастую использование физического лица предпочтительнее. Это связано с тем, что при открытии банковских счетов, в том числе и в платежных системах, а также при обновлении информации по ним, сбор и подготовка документов по корпоративному акционеру существенно увеличивает стоимость и сроки.

— сервис номинального акционера может быть представлен только в странах, признающих концепцию траста. Зачастую, к таким странам относятся страны общего права, например, Великобритания, Кипр, Сингапур и другие. В странах континентального права, таких как Эстония, Латвия, Венгрия, Грузия, ОАЭ и других, предоставление номинального сервиса не может быть урегулировано трастом, а значит, номинальный владелец будет рассматриваться как реальный акционер, имеющий право на дивиденды от компании и право распоряжения своими акциями по своему усмотрению. В связи с этим использование номинального сервиса в таких странах связано с особым риском для бенефициара.

Номинальный директор также может быть физическим и юридическим лицом и его предоставление как правило также направлено на сокрытие от широких масс информации о реальном управляющем бизнеса. Предоставление сервиса номинального директора как правило регулируется путем подписания договора об освобождении от ответственности (indemnity agreement) и дополнительно страхуется путем подписания писем о снятии номинального директора с открытой датой и о назначении реального управляющего директором также с открытой датой.

Важным отличием между предоставлением сервиса номинального акционера и номинального директора является тот факт, что для последнего фактически не существует правового регулирования. На практике это означает, что номинального директора не существует, директор всегда обязан действовать в интересах компании, и если случается, что инструкция фактического управляющего к номинальному противоречит интересам компании, номинал должен действовать вопреки такой инструкции, в противном случае он может быть подвергнут наказанию по всей строгости закона вплоть до тюремного заключения. Это правило одинаково как для стран англосаксонской, так и романогерманской правовой системы.

Говоря о предоставлении сервиса номинально директора, необходимо отметить, что данный сервис не всегда обусловлен желанием лица скрыть от третьих лиц свое участие в компании, иногда он необходимо, чтобы выполнить обязательные требования местного законодательства. Так, например, в Сингапуре, Малайзии и других странах в компании обязательно должен быть местный директор, эта задача как раз и решается через номинальный сервис.

Частым заблуждением при использовании номинально директора, является вера в то, что директор может создать видимость сабстанса (эффективного физического присутствия) и обеспечить место фактического управления в юрисдикции. На практике это не работает, поскольку и банки, и налоговые понимают, что директор является номинальным и не влияет на управление или фактическое присутствие компании, даже несмотря на то, что директор всегда должен действовать в интересах компании.

Также часто провайдеры рекомендуют назначать не одного, а сразу четырех номинальных директоров, чтобы иметь возможность всегда собрать кворум и принять необходимые собственнику решения, даже если один из директоров заболел или отсутствует в стране. Наша практика показывает, что в большинстве случаев такая забота избыточна и несет за собой лишь большие расходы на поддержание компании. Для большинства клиентов одного грамотно предоставленного номинального директора достаточно.

Резюмируя, отметим, что номинальный сервис хоть и потерял свою былую актуальность, все также может быть удобным инструментом при работе с иностранными компаниями, но требует все же осторожности и консультации.

Теги:
linked insta